Русский язык

Помошником для подготовки к экзаменам станут: учебник русского языка для девятого класса, написанный Натальей Бересневой и Натальей Нечунаевой. Также при  подготовке нам помогут задания из экзаменов прошлых лет. (Из экзаменов, которые были созданы в Эстонии.) 

"Язык как развивающееся явление"

Выполните упражнение No 1.
Прочитайте два текста. Какая тема их объединяет? Найдите общие черты в описании первых осенних дней.
1.
Лето ул...тает в августе с первыми перелетными птицами. В это время в природе всё зам...рает. Только кузнечики усилен...о стр...кочут днём и ночью, да журавли вскрикивают на болоте. Август уже не вернуть, но лето еще тихо прод...лжается. Эти дни ран...ей осени как подарок: солнечные и душевные, будто перед дождем. (По Г.Цуккеру)

2.
И вот сентябрь! замедля свой во...ход,
Сияньем хладным солнце блещет,
И луч его в зерцале зыбком вод,
Неверным золотом тр...пещет.
Седая мгла виется вкруг холмов;
Росой затопле...ы р...внины;

Ж...лтеет сень кудрявая дубов

И красен круглый лист осины;

Умолкли птиц живые голоса,

Бе...молвен лес, бе...звучны небеса!

И вот сентябрь! и вечер года к нам
По...ходит. 

( Е. Баратынский)

  • Назовите образные средства, которые представлены в обоих текстах. Приведите по одному примеру метафоры, олицетворения, эпитета.
  • Приведите примеры устаревших слов. Объясните их значение 



Упр.2



1. Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому излучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. (А. Куприн)

2. Всё доступно нашему языку. Он властен всё выр...зить. В нём гуденье далёких и серебро ближних колокол...чиков. В нём ласковые ш...рохи и хрусты. В нём клёкот и свист и щебет птичий. В нём громы небесные и рыки зверин...ые и вихри зыбкие и плески чуть слышные. В нём вся поющая русская душа, эхо мира и стоны человеческие и зерцало божественных видений. (И. Ильин)

3. Без языка не было бы самого человека, поэтому всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке. (А. Леонтьев)

4. Язык человека - точный показатель его человеческих качеств, его культуры. 

(Д. Лихачёв)

  • Спишите 2-й текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и раставляя недостающие знаки препинания. 
  • Какие выразительные средства использовал в нём автор?
  • Какое из этих высказываний ближе всего вам? Почему? Сформируйте своё объяснение и запищите его.

Синтаксис и пунктуация

1. Повторение изученного материала
Словосочетание и простое предложение. Текст
Синтаксис играет огромную роль в развитии речи. С его помощью можно оценить все языковые и речевые явления, изучаемые в разделах фонетики, словообразования, лексики, морфологии.
Умение правильно сочетать слова и конструировать предложения позволяет правильно строить предложения и словосочетания и обогащает синтаксический строй речи, помогает предупреждать речевые ошибки. Повторим самое важное.

1. Проанализируйте примеры и расскажите, чем данные единицы языка отличаются друг от друга. 
Слово: 
Словосочетание: 
Предложение: 
2. Для чего в языке служат словосочетания? Чем они отличаются от слов и предложений? Покажите на своих примерах.
3. Для чего в языке служат предложения? Из каких членов предложения может состоять простое предложение?
4. На какие вопросы отвечают подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство?
5. От каких условий зависит выбор знаков препинания в конце предложение? 
6. Чем простое предложение отличается от сложного? 
7. Что изучает синтаксис? Что изучает пунктуация?

Упр. 3

Выпишите сначала словосочетания, затем предложения. Обоснуй свой выбор.

 Думать о будущем, старинный город; мои одноклассники; пропущенный урок; книги помогают в учёбе; жить и любить; жить по-новому; деревья пожелтели; в течение часа; слушай меня внимательно; вокруг дома; зашумели вершины деревьев; на шестом этаже; работа над ошибками; вопреки предсказаниям; снегом запорошило все дорожки; в поисках спонсора.
  • Какие сочетания вы не выписали? Почему?
  • Какие правила вы применили записывая предложение? 
  • Сделай разбор словосочетаний. В предложениях подчеркните грамматические основы.
Упр.4

Спишите текст, вставляя, где нужно,  пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). Укажите чем выражены подлежащее и сказуемое.



 Мальчик - горец захвачен...ый в ра...нем детстве в плен русскими в...йсками выр...стает в грузинском монастыре (в)тайне мечтая о родине воле и г...роической жизни воина. Накануне пострижения в монахи он бежит из монастыря в горы. По пути он видит пр...красную девушку-грузинку идущую к горному потоку за водой. Но юноша поб...ждает вл...чение сер...ца ради родины и воли. Ночью он встречает барса и побеждет его в страшной рук...пашной схватке. Однако монастырское восп...тание берет своё. (Не)привыкший странствовать в горах он с...ивает...ся с дороги и выходит ум...рая от ран и гол...да к тому самому монастырю из которого бежал.
( По Ю. Лотману)
  • О герое какой поэмы М. Ю. Лермонтова идёт речь в этом отрывке?
  • Найдите в тексте осложненные предложения. Сделайте синтаксический разбор одного из них.
  • Выпишите из текста слова с чередующимися гласными в корне слова. Разберите их по составу.


Упр. 5
Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Трудно было остават...ся дома в первый зимний день. Мы ушли на лесные озера.
В лесах было торжестве...о светло и тихо.  Мы бр...дили по лесам до сумерек обошли зн...комые места.
 На маленьком озере всегда плавало много ряски. Се...час вода в озере была очень ч...рная прозрачная. Вся ряска к зиме опустилась на дно. 
У берегов нар...сла стекля...ая полоска льда. Лед был такой пр...зрачный что даже (в)близи его было трудно заметить. Я увид...л в воде у берега стаю рыбок и бросил в них меленький камень. Камень упал лед зазв...нел рыбки блеснув чешуей м...тнулись в глубину озера, а на льду остался белый зернистый след от удара. Мы обламывали руками о...дельные льдинки. Они хрустели и ост...вляли на пальцах смеша...ый зап...х снега и брусники. 
(Кое)где на п...лянах прол...тали и жалобно попискивали птицы. Небо над головой было очень светлое белое а к г...ризонту оно густело, и цвет его нап...минал свинец. (От)туда шли медле...ые снеговые тучи.
В лесах ст...новилось все сумрачнее все тише и наконец пош...л густой снег. 
Зима нач...ла хозяйничать над землей.
(По К. Паустовскому)
  • Найдите в тексте предложения с неоднородными определениями. Сделайте синтаксический разбор этик предложений.
  • Подчеркните в тексте составные именные сказуемые.



Упр 6.

Составьте предложения по схемам. Подчеркните в них грамматические основы.

1. [  ]! 
2. [  ]?
3. [  ..., обращение, ... ].
4. [ 1 ], [ 2 ].
5. [ вводное слово, ...].
6. [ ..., вводное слово].
7. Картинки по запросу схема предложения с однородными членами выберите 3 схемы и составьте с ними предложение.







Упр.7

Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. В предложениях, где вы поставили тире, подчеркните грамматическую основу.

 Ра...сказывать о лесах любимое моё занятие. (Не)обыкновенно важна роль леса в истории народов и ц...в...лизации. Лес дал человеку первые орудия труда, позн...комил с огнём. Лес к...рмил наших предков давал им кров защ...щая от солнца ветра дождя и мороза спасая от хищных зверей.
 Лес пока прод...лжает служить человеку свою верную службу. Однако люди давно заметили что леса на Земле быстро и...чезают. Уч...ные всего мира уб...ждены что сокр...щение лесов большая опасность для человечества.
 Лес это не просто лесная растительность на почве. Лес источник стр...ительных материалов. Лес (ни)чем (не)заменимая эк...логическая система планеты. А дерево уд...вительная химическая фабрика созда...ая природой.

( По В. Чивилихину)

  • Определите основную мысль текста.
  • Определите лексическое значение слов цивилизация, экология. Составьте и запишите с ними предложения.
  • Найдите в тексте слово с чередующейся гласной в корне. Разберите его по составу.
Упр.8
Задания из экзамена!!!

Задание 1. Отметьте четыре слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
1) полёт             5) юг
2) яхта               6) жёлтый
3) учитель         7) южный
4) соловей         8) подъём

Задание 2. Отметьте четыре слова, в которых есть соединительная гласная.
1) чужестранец         5) радиолюбитель
2) подозрение            6) звездопад
3) нефтепровод         7) суперобложка
4) водохранилище    8) кинопрокат

Задание 3. Отметьте четыре слова, к которым нельзя подобрать cинонимы.
1) самовар                  5) ложь
2) аромат                    6) биссектриса
3) эскимос                 7) невежда
4) сторож                   8) селезёнка

Задание 4. Отметьте четыре примера, в которых допущена лексическая ошибка.
1) будущая перспектива                        5) ведущий лидер
2) будущее поколение                           6) ведущий специалист
3) свободная вакансия                          7) памятный сувенир
4) свободная тема                                  8) памятный день


Похожее изображениеКартинки по запросу синтаксический разбор предложения

Предложение
По цели высказывания - 
1. Повествовательное (сообщить) 
2. Вопросительное (спросить)
3. Побудительное (совет, приказ, просьба, требование)

По интонации - 
1. Восклицательное (воскл. в конце предложения стоит восклицательный знак)
2. Невосклицательное (невоскл. в конце предложения не стоит восклицательный знак).

Главные члены предложения - 
подлежащие и сказуемое (грамматическая основа)

Упр. 9

Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите первую легенду, вставляя пропущенные буквы. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.


Легенды о святом Валентине
В позднем средн...вековье во Франции и Англии житие св...того Валентина постепе...о начало обрастать легендами, связа...ыми с тайным венчанием влюблё...ых пар. Согласно Золотой легенде, в те д...лёкие и тёмные времена влас...ный и жестокий римский император - Клавдий II пришёл к мысли, что одинокий мужчина, не обременённый женой и семьёй, лучше будет сражат...ся на поле битвы во славу Цезаря, и запр...тил мужчинам женит...ся, а женщинам и девушкам — выходить замуж за любимых мужчин. А св...той Валентин был обычным полевым врачом и свяще...иком, который с...чувствовал несчас...ным влюблё...ым и тайком от всех, под покровом ночи освящал брак любящих мужчин и женщин. Вскоре де...тельность св...того Валентина стала извес...на властям, и его посадили в т...мницу, пр...говорив к смертной казни. В заключении св...той Валентин познакомился с пр...красной дочерью надз...рателя — Юлией. Влюблё...ый священник перед смертью написал любимой девушке признание в любви — валентинку, где ра...казал о своей любви, и п...дписал его «Твой Валентин». Пр...читано оно было уже после того, как его казнили, а сама казнь произошла 14 февраля 269 года.
Согласно другой легенде, римский патриций Валентин, являвшийся тайным христианином, обративший в новую веру также и своих слуг, однажды проводил обряд венчания для двоих из них. По доносу или по стечению обстоятельств все трое были задержаны стражей. Валентин как лицо, принадлежавшее к высшему классу, мог избежать смерти, но не его слуги. Тогда, желая ободрить обречённых единоверцев, Валентин пишет им письма в виде красных сердец, означающих христианскую любовь. Послания новобрачным должна была передать слепая девочка, но неожиданно в темницы пришёл сам Валентин, который уговорил стражу отпустить его слуг взамен на его жизнь. Перед выходом на арену смерти Валентин передал последнее письмо, освящённое верой и добротой, слепой девочке, которая после этого прозрела и стала красавицей.
( Источник Wikipedia)

  • Прочитайте и озаглавьте вторую легенду. 
  • Найдите в первой легенде сложные предложения и выделите в них грамматическую основу.
  • Напишите сочинение на тему "Любовь это".





Упр. 10

Прочитайте текст. Определите его тему, основную мысль, тип текста и стиль речи. Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

 Жизнь наша сост...ит из мгн...вений. (Не)думаю, чтобы кто(нибудь) сумел прожитые годы во...становить в памяти день за днём (не)говоря уже о часах. Ведь будни наши похожи друг на друга как похожи ра...светы и закаты как одно...бразным бывает в (не)погоду пасмурное небо.
 Но есть в нашей жизни мгн...вения оз...рённые светом радости и счастливых потр...сений. Есть мгн...вения омытые слезами потерь и разоч...рованный. Иногда хочет...ся чтобы мгн...вения эти ост...новились. Может тогда они продолжат...ся в пам...ти и в чьей(то) душе...
(Н. Шахова)
  • О каких особых мгновениях говорит автор? Почему они запоминаются навсегда?
  • Найдите в тексте предложение с причастными оборотами, сделайте синтаксический разбор.
  • Укажите вводное слово.


Упр. 11

Поработайте с русскими фразеологизмами. 
 1. Подберите синонимы или синонимичные выражения к фразеологизмам.

1) Вавилонское столпотворение - 
2) Обвести вокруг пальца -
3) Пятое колесо в телеге -
4) Не ударить в грязь лицом - 
5) Работать от зари до зари - 
6) Бежать во весь опор -

2. Подберите к фразеологизмам антонимы или антонимичные выражения.

1) Ни зги не видно - 
2) Работать не покладая рук - 
3) Рукой подать - 
4) Нем как рыба - 
5) Жить как кошка с собакой - 
6) Видимо-невидимо -


Синонимыантонимыпаронимыомонимы.


  • Синонимы - слова одной части речи, близкие по смыслу, но различающиеся оттенками значений ... ( ветер - ураган, друг - товарищ).

  • Антонимы - слова одной части речи, противоположные по значению ... ( добрый - злой, говорить - молчать, прекрасный - ужасный).

  • Паронимы - однокоренные слова, сходные по звучанию и написанию, но различные по значению ... (примеры: отмена - отметка, вдох - вздох, хозяйский - хозяйственный).

  • Омонимы - слова, одинаковые по звучанию или написанию, но различные по смыслу ( наряд (одеяние) - наряд солдат, среда (обитания) - среда день недели).

Упр. 12

Определите какие из этих слов паронимы, антонимы или синонимы.

длинный - длительный (                    ),
нагревать - охлаждать (                   ),
зрительное - зрительское (                 ),
рукопись - манускрипт (                ),
искусно - искусственно (                ),
храбрость - трусость (                 ),
прохладный - прохладительный (                ).



2. Сложное предложение
2.1. Понятие о сложном предложении
В этом разделе вы подробно познакомитесь со сложными предложениями. Повторите, чем простое предложение отличается от сложного и как простые предложения могут соединяться в сложные. Будете внимательно слушать интонацию, с которой читаются сложные предложения. Выявите зависимость постановки знаков препинания в сложном предложении от интонации. А главное, убедитесь в том, что сложное предложение - важнейшая часть любого текста: и устного, и письменного.


Упр. 13

Составьте и запишите предложения, соответствующие схемам.

1. [ О и О ].
2. [ ... ], и [ ... ].
3. [ О, О и О ].
4. [ ... ], [ ... ], и [ ... ].



Упр. 14

Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Озаглавьте текст. Найдите в тексте одно простое предложение с однородными членами и одно сложное предложение, составьте к ним схему.


 Джинсы пр...думали не в Америке а в Италии в Генуе. Это была удобная и пр...ктичная рабочая одежда для моряков. Джинсы называли blu di Genova. Французы произнесли (по)француз...ки blue de Genes. Потом в каждой стране писали и произн...сили (по)своему. В русском языке например используется английский вариант "джинс" но слово имеет "русское" окончание -ы и не изменяется.
 Неме...кий бизнесмен Леви Стросс, который жил в Америке в Сан-Франциско, пон...л, какие джинсы удобные. Он начал делать и прод...вать джинсы в своей стране. Это было время золотой лих...радки в Калифорнии. Так Америка н...дела джинсы. 
 В середине XX века джинсы стали символом протеста и нонконформизма. Джинсы надели хиппи.
 Сегодня в мире джинсы носят все. Могут быть дорогие и деш...вые простые и эксклюзивные. 80% джинсов делают в Китае.

( По Ю. Петановой)
  • Объясните лексическое значение выделенного слова.

Упр. 15 

Задание из экзамена!!!

Задание
Прочитайте текст. Ответьте на вопросы и выполните задания.

«Я родом из детства» 
 Антуан де Сент-Экзюпери был мужественным человеком. Между тем, внешне он походил на учителя или врача, а не на бесстрашного пилота. В детстве из-за высоко вздёрнутого носа ему дали забавное прозвище – Достань-ка Луну.
 Среди предков Сент-Экзюпери были видные генералы и адмиралы. Но к тому времени, когда Антуан появился на свет (29 июня 1900 года), старинный дворянский род обеднел. Отец будущего писателя и лётчика, граф Жан де Сент-Экзюпери, занимал скромную должность страхового инспектора.
 Детские годы оставили в душе Антуана неизгладимые впечатления. Даже в зрелом возрасте он всегда говорил: «Я родом из детства». Cамые лучшие воспоминания Экзюпери связаны с матерью, которую он нежно и трогательно любил всю жизнь. В своём последнем письме незадолго до трагической гибели он писал: «Мне очень хорошо. Только грустно оттого, что я так давно вас не видел. И я тревожусь за вас, моя старенькая, любимая мамочка».

Доброволец авиационного полка.
 В юности Антуан мечтал стать военным моряком. Но, как это ни парадоксально, будущий писатель при поступлении в Военно-морское училище не смог написать сочинение. Потерпев неудачу на экзамене, он решил круто изменить жизнь и начал изучать архитектуру в Школе изящных искусств. Во время учёбы Экзюпери увлёкся авиацией и записался добровольцем в авиационный полк. Это случилось в 1921 году, когда профессия лётчика была крайне опасной. В своих письмах Антуан старался успокоить мать: «Меня будут учить летать на чрезвычайно тихоходном самолёте. Клянусь, вам нечего беспокоиться».
 Военная служба длилась недолго: в 1923 году из-за аварии и серьёзной травмы Экзюпери был вынужден демобилизоваться.

«Я нашёл своё призвание» 
 Через два года после аварии Сент-Экзюпери напечатал в журнале «Серебряный корабль» первый рассказ «Лётчик», который читатели приняли с восторгом. Но литературный успех не принёс Антуану утешения: он продолжал мечтать об авиации. Лишь в 1926 году Экзюпери поступил на службу в авиакомпанию, доставлявшую почту на северное побережье Африки. Полёты на этой опасной трассе сделали его не только надёжным пилотом, но и настоящим писателем. Лётчики, которых Экзюпери здесь встретил, стали героями его книг. В одном из писем к матери Антуан с радостью писал: «Мамочка, ваш сын очень счастлив. Я нашёл своё призвание».
 В 1928 году в свет вышел первый роман писателя «Южный почтовый». Книга принесла Экзюпери славу. И это не удивительно: он с глубоким знанием дела, правдиво и талантливо рассказал о жизни французских лётчиков.
 Похвалы не вскружили голову молодому автору. Да и некогда ему было любоваться собой: в Буэнос-Айресе уже ждала новая работа. Опасные ночные полёты над Андами и подвиги друзей вдохновили Экзюпери на создание нового романа «Ночной полёт». В этой книге ярко, захватывающе и правдиво повествуется о том, что видел и пережил писатель.

Авария в Ливийской пустыне 
 В 1935 году во время длительного перелёта из Парижа в Сайгон самолёт Экзюпери разбился в Ливийской пустыне, и то, что лётчик и его механик остались в живых, можно объяснить только чудом. Они могли бы погибнуть и от жажды, если бы не встретили кочевников- арабов. Именно в пустыне, когда надежда на спасение таяла с каждой минутой, зародился замысел мудрой сказки о Маленьком принце, в которой писатель-лётчик рассказал о самых простых истинах: нужно беречь тех, за кого ты в ответе, заботиться о том, кого любишь, и чувствовать себя от этого счастливым.

Серебряный браслет 
 «Я не могу оставаться в стороне», – сказал Сент-Экзюпери, когда началась вторая мировая война. Многие пытались убедить его в том, что как писатель и журналист он принесёт гораздо больше пользы. Но Экзюпери добился назначения в боевую часть.
 Утром 31 июля 1944 года Экзюпери вылетел на фоторазведку. К полудню его ждали на базе. Время шло, а он не возвращался…
 Долгие годы лётчика считали пропавшим без вести. Только в сентябре 1998 года стало известно, что самолёт с бортовым номером майора Сент-Экзюпери был сбит и упал в Средиземное море – в сети к итальянским рыбакам попал почерневший серебряный браслет. На нём с трудом удалось прочесть имя французского писателя. Позже нашли и обломки самолёта.

Вопросы и задания

1. Что вы узнали о жизни Сент-Экзюпери? Заполните таблицу.

1) годы жизни
2) происхождение
3) профессиональная деятельность
4) воинское звание

2. Почему Сент-Экзюпери не стал военным моряком?
3. Докажите, что писатель с большой теплотой относился к своей маме.
4. Почему Экзюпери в одном из писем написал маме, что он очень счастлив?
5. Какая книга принесла писателю славу? Когда она вышла в свет?
6. Что привлекало читателей в книгах Сент-Экзюпери?
7. Как вы думаете, почему книга «Маленький принц», написанная в 1944 году, до сих пор пользуется популярностью у читателей?
8. Объясните, как вы понимаете значение выражения простая истина.
9. Как выяснилось, что самолёт Сент-Экзюпери затонул в Средиземном море?

10. Установите соответствия, используя информацию из текста.

Даты 
а) 1926 г.
б) 1935 г.
в) 1921 г.
г) 1923 г.
д) 1998 г.
События
 * зачисление в авиаполк
1) первая авария
2) начало работы в почтовой авиакомпании
3) неудачный полёт в Сайгон
4) обнаружены обломки самолёта Экзюпери

Ответы: * в ; 1) ___; 2___; 3____; 4____.

11. Ознакомьтесь с незаконченными предложениями. Выберите два из них и дополните, выразив своё отношение к прочитанному тексту.

1. Прочитав текст, я понял(а)  _____________________________________________________
2. Меня удивило  _____________________________________________________
3. Мне было интересно  _____________________________________________________
4. Этот текст заставил меня задуматься   _____________________________________________________

( Информация предоставлена сайтом Innove)


Упр. 15

Объедините простые предложения в сложные, используя подходящие по смыслу союзы. Запишите расставляя знаки препинания. Составьте схемы полученных предложений.

1. Утро день начинает. Вечер заканчивает.
2. У меня есть надёжный, верный друг. Я всегда могу надеяться на его помощь и поддержку.
3. Он ждал. Она повторит свой вопрос.
4. Маша отказалась зайти к нам сегодня. Она не объяснила причину.
5. Она попросила. Ей принесли книгу.
6. Мобильный телефон не работал. Пропала связь.


Упр. 16

Составьте 3 простых и 3 сложных предложения, + составьте к ним схемы.


Упр. 17

Выберите из предложения по одному примеру и заполните пропуски.

Знаете ли вы, что знаменитый кардинал Меццофанти, работавший хранителем библиотеки Ватикана, свободно говорил на шестидесяти языках?

Часть речи                             Пример
Глагол -
Имя прилагательное -
Местоимение -
Причастие -
Наречие -
Союз -
Предлог -
Частица -



2.3. Сложносочиненное предложение 

Запомните!

Сложносочиненными называются сложные предложения, состоящие из нескольких простых, равноправных по смыслу предложений, связанных интонацией и сочинительными союзами.
[Тис - хвойное дерево], но [шишки на нем не растут], а [его украшают алые ягоды].
[...], но [...], а [...].
Тис - подлежащее; дерево - сказуемое;
Шишки - подлежащее; не растут - сказуемое;
Ягоды - подлежащее; украшают - сказуемое.

Возьмите на заметку! 
Союзы, состоящие из одного слова, являются простыми: и, а, но, или, и др.
Союзы, состоящие из нескольких слов, являются составными: не только..., но и и др.
Есть союзы повторяющиеся: то..., то; не то..., не то и др.


Сочинительные союзы

Соединительные:
Простые: и, да (=и); ни..., ни; также; тоже
Составные: не только..., но и; как..., так и

Противительные:
Простые: а, но, да (=но), однако, зато 
Составные: однако же, но зато

Разделительные:
Простые: или; либо; то..., то; или..., или
Составные: не то..., не то; то ли..., то ли

Запомните!

Упр. 18

Спишите пословицы, расставляя знаки препинания. Укажите границы простых предложений в составе сложносочиненного. Найдите союзы и определите их виды.

1. Наукой свет стоит а учением люди живут. 2. Иной глазами по книжке водит но разум у него стороною ходит. 3. Беден карман зато сердце богато. 4. Не было бы счастья да не счастье помогло. 5. Либо грудь в крестах либо голова в кустах. 6. Не всякий хлеб пашет да всякий его ест. 7. Денег ни гроша однако слава хороша.


  • Какая из пословиц показалась вам самой мудрой?
  • Какая из пословиц, по вашему мнению, появилась относительно недавно? Почему?


Упр. 19

Закончите предложения так, чтобы получились сложносочиненные предложения.

1. Не то наш класс пойдет в соседнюю школу, не то ...
2. Я должен сдать книгу в библиотеку, или ...
3. Он не только не смог связаться со мной по скайпу, но и ...
4. Туристы побывали на экскурсии по Старому городу, однако ...



Упр. 20
ГДЗ по русскому языку 9 класс Тростенцова Л.А.  упражнение - 1, решебник №1






Упр. 21

Пройдите тест на главные и второстепенные члены предложения по ссылке внизу.

https://videouroki.net/tests/8228318/



Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Картинки по запросу СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ

 +NB  ВОПРОСЫ, КАК МОЖНО ЗАМЕТИТЬ, МОГУТ ЯВЛЯТЬСЯ СОЮЗАМИ.

Упр. 22

Выполните тест по теме СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ. ТИПЫ ПРИДАТОЧНОГО ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

https://videouroki.net/tests/5968089/



Упр. 23


Составьте и запишите предложения, соответствующие схемам. Подчеркните грамматические основы. Выделите главное ✖️ и придаточное предложения. Обозначьте средства связи.

[...так], (как...).
[…настолько ...], (что...).
[...так ...], (чтобы...).
[...так ...], (что...).
[...так], (как будто...).




Упр. 24!!!

Лингвистические задания.

     Ключевые понятия

Фонетика. Орфоэпия. Культура речи.
Морфемика. Словообразование.
Орфография
Лексика и фразеология. Культура речи 
Морфология. Культура речи
Синтаксис. Культура речи
Орфография 
Пунктуация

Типы текстовых заданий:
  • закрытого типа (с выбором ответов из 4-х/3-х/2-х предложенных);
  • открытого типа (заполнение пропусков/ раскрытие скобок);
  • на установление соответствий



Фонетика. Орфоэпия. Культура речи

1. Отметьте значком √ слово, в котором все согласные звуки звонкие.

1) вокзал - ⬜
2) айсберг - 
3) лёд - 

2.  Отметьте значком   слова, в которых количество звуков и букв совпадает. 

1) июль - 
2) день - 
3) соловьи - 

3. Отметьте значком    слово, в котором неправильно выделена буква, обозначающая звук, стоящий под ударением.

1) начала 
2) начало - 
3) начались - 

4. Отметьте значком    слово, в котором выделенная буква обозначает мягкий согласный звук.

1) спортсмен - 
2) генетика - 
3) тезис - 
4) кафе - 

5. Отметьте значком √ правильное утверждение.

В русском языке
1) 10 букв для обозначения гласных звуков. ____
2) количество звуков и букв в слове всегда совпадает. ____
3)каждому звуку соответствует определенная буква. ____
4) 23 буквы для обозначения согласных звуков. ____

6. Установите соответствие между понятиями и определениями.

(*) буква          ⟶        (а) обозначение звука на письме
(1) фонетика               (б) самая маленькая единица устной речи
(2) орфоэпия              (в) раздел языковедения, изучающий звуковую сторону языка
(3) звук                         (г) раздел языковедения, изучающий нормы произношения




Упражнения на каникулы.

№ 1
Спишите текст песни, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

Стой! 
Пока еще не выключен свет,
Я х...чу услышать ответ, скажи: 
- Зачем мы по кругу друг от друга?

Вот и всё! 
Мы д...играли роли любви. 
Ну почему так бьет...ся в груди? 
И мне (в)нутри (не)сп...койно, мне больн... . 

Пр...щай ... Не нужно больше слов. 
Спасибо за любовь тв...ю. 

Припев:
Уд...ржи моё сер...це руками. 
Пр...шу тебя, (не)дай мне уйти! 
Уд...ржи, моё сер...це - не камень; 
И нас всё еще можно спасти! 

Уд...ржи мое сер...це сл...вами. 
Скажи мне, если любишь м...ня! 
Уд...ржи моё сер...це губами,
Ведь я всё еще люблю тебя... 

Знай -
Я (не)смогу забыть тв...их глаз. 
Если мы и...чезн...м с...йчас, 
Р...збив любовь на ...сколки - иголки. 

Ну и пусть! 
Значит нам так сужд...но: 
П...терять и падать на дно; 
Искать в чужих друг друга. 
Мы по кругу... 

Пр..щай ... Не нужно больше слов. 
Спасиб... за любовь твою.

Ани Лорак

ПРОВЕРЬ →(Источник: Ани Лорак - "Удержи моё сердце")
Удержи мое сердце

№2
Поставьте правильно ударение.

Свёкла, крапива, верба, щавель,
туфля, нет туфель, подошва.
Торты, нет тортов, мне позвонят,
ты позвонишь, созвонимся.
Жалюзи, красивее, статуя, недуг,
углубить, углублённый, досуг,
айвовый, алычовый, тигровый,
оптовый, сливовый, давнишний,
августовский, украинский.

Правильные ответы №2 ↓
СвЁкла, крапИва, вЕрба, щавЕль,
тУфля, нет тУфель, подОшва.
ТОрты, нет тОртов, мне позвонЯт,
ты позвонИшь, созвонИмся.
ЖалюзИ, красИвее, стАтуя, недУг,
углубИть, углублЁнный, досУг,
айвОвый, алычОвый, тигрОвый,
оптОвый, слИвовый, давнИшний,
Августовский, украИнский.

(Источник: Ударение)

№3
Повторение 4 класс, однородные члены предложения, поставь значок √ напротив правильного ответа.

Однородные члены предложения ...

1) отвечают на один и тот же вопрос   ▢

2) относятся к одному и тому же роду   

3) являются одной и той же частью речи   

4) относятся к одному и тому же слову   

3.2
 Прочитай предложение. Сколько однородных членов предложения в нём использовал автор?

Кролики, белые мыши и морские свинки, птички и черепахи интересовали её лишь в том случае, когда поедали ненавистные лекарства или обеды.

Ответ: ____

3.3 
Найди предложение с однородными членами, которые соединены союзом И, поставь напротив значок  .

1) Бабушкин домик в деревне был маленький, но очень уютный.   

2) В хрустальной вазе лежали фрукты: апельсины, груши, яблоки и бананы.   

3) Большой, сказочный город приснился мне этой ночью.   

3.4
Вставь пропущенные слова, не все слова подходят к пропускам.
Если однородные ... предложения соединены ... и, то между ними ... запятая.

Слова для справок: члены, буквы, предлогом, союзом, междометием, ставится, не ставится.

3.5
Найди предложение, в котором однородные члены предложения  являются глаголами, напротив поставь значок .

1) На уроке мы писали, повторяли словарные слова, читали и рисовали.   

2) На протяжении всей своей истории человечество создаёт легенды, сказки, песни,  поговорки.   

3) Этот Гоша был худенький, маленький мальчик, чуть ли не на целый год младше Гены.   

Большая благодарность, администратора сайта "Моё слово" автору, за предоставленные задания. 

Комментарии

  1. На этих проектах клиенты выкладывают особенные планы, делая какие исполнитель забирает деньги на персональный айди учетки. На бирже гидра официальный сайт непременно имеется работа даже для начинающих копирайтеров. Благодаря копирайтингу есть возможно получать неплохие деньги. Биржи фрилансеров – это максимально легкий каждому человеку способ добиться дохода в сети.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий